Федеральный проект «Учитель будущего» является одним из составляющих национального проекта «Образование».
Проект предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста с целью вхождения Российской Федерации в десятку лучших стран мира по качеству образования. Тюменская область стала площадкой для реализации федерального проекта «Учитель будущего». 06 декабря 2018 года Советом по реализации национальных проектов в Тюменской области был утвержден региональный проект «Учитель будущего». Задачами данного проекта являются внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций, решение проблемы обеспеченности профессиональными педагогическими кадрами на уровне каждого муниципального образования. В 2020/2021 учебном году в общеобразовательных организациях города Тобольска работают 898 педагогических работников, в том числе 800 учителей, из которых: - 91,2% педагогических работников имеют высшее образование; - 61,9% педагогических работников имеют квалификационные категории, в том числе высшую категорию – 33,3% педагогических работников, первую категорию - 28,6%; - 29,8% учителей в возрасте до 35 лет. Средний возраст учителей - 42 года. В дошкольных образовательных организациях работают 610 педагогических работников, в том числе 508 воспитателей, из которых: - 64% педагогических работников имеют высшее образование; - 59 % педагогических работников имеют квалификационные категории, в том числе высшую категорию – 27 % педагогических работников, первую категорию - 32 %; - 25,7 % педагогических работников в возрасте до 35 лет. Во всех образовательных организациях города содержание регионального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» реализуется по следующим направлениям: реализация гибких форм повышения профессионального мастерства, методического абонемента педагогических коллективов; переход на горизонтальное обучение (взаимообучение, коучинг, сетевые сообщества, обмен опытом); организация сквозных сессий, единых методических дней; подготовка управленческих команд; организация сетевого взаимодействия в рамках реализации образовательных программ; развитие системы наставничества, поддержка молодых учителей. Во всех образовательных организациях города организована постоянная деятельность «горизонтальных» по параллелям и «вертикальных» по предметам методических объединений, рабочих (творческих) групп педагогов по сквозному взаимодействию и оперативному решению возникающих проблемных ситуаций. Деятельность методических объединений осуществляется через эффективные формы общения педагогов: круглые столы, семинары-практикумы, мастер-классы, открытые уроки, педагогические мастерские, методические коучинги. В системе общего образования города Тобольска функционируют 25 городских методических объединений и 18 инновационных площадок федерального (7), регионального (7) и муниципального (4) уровней. В течение 2019/2020 учебного года 100% педагогических работников города Тобольска повысили уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования, повышения квалификации. Педагоги проходят повышение квалификации в разных направлениях, включая наиболее актуальные и востребованные в современных реалиях, а именно: - развитие цифровых технологий, цифровая трансформация системы образования, использование цифровых образовательных платформ и ресурсов; - образовательная робототехника и лего-конструирование; - формирование финансовой грамотности обучающихся; - работа с детьми, имеющими физиологические и психологические отклонения здоровья. С июля по ноябрь 2020 года в рамках федерального проекта «Учитель будущего» педагоги города проходят курсы повышения квалификации в ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» по совершенствованию предметных и методических компетенций по предметам русский язык, математика, физика, химия, биология и формированию функциональной грамотности обучающихся. Значительная роль в повышении квалификации педагогов отводится формированию региональной системы исследования профессиональных компетенций. Так, в ноябре 2019 года 50 педагогов-предметников 5-11 классов, прошли самодиагностику по уровню сформированности предметной, психолого-педагогической, методической, коммуникативной компетенций. В декабре 2019 года с целью апробации диагностических материалов для определения предметных дефицитов и дальнейшего построения индивидуальных образовательных маршрутов учителя русского языка и литературы, математики, истории и обществознания, биологии и физики приняли участие в тестировании, разработанном фондом «Новые формы развития образования» (город Москва). В текущем учебном году 45 педагогов города по результатам диагностических исследований разработали индивидуальный образовательный маршрут и приступили к повышению уровня профессиональных компетенций и ликвидации профессиональных дефицитов. Одним из значимых ресурсов повышения квалификации педагогов является программа развития учителей будущего «Next-Педагог», реализуемая Тобольским педагогическим институтом им. Д.И. Менделеева (филиалом) Тюменского государственного университета в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» компании ПАО «СИБУР». В ходе реализации программы «Next-Педагог», педагоги активно участвовали в вебинарах, междисциплинарных онлайн-курсах по профильным предметам, решали методические кейсы, планировали проектную деятельность. Работая в онлайн-командах, у педагогов рождались новые идеи, творческие замыслы, которые позволили педагогам разработать и реализовать отличные образовательные проекты (охват за 3 года действия проекта составил более 150 чел.). В муниципальной системе общего образования в целях выявления, поддержки и поощрения творчески работающих педагогов, повышения престижа учительского труда, распространения педагогического опыта развивается конкурсное движение. В 2019/2020 учебном году педагоги общеобразовательных организаций приняли участие в мероприятиях разного уровня: муниципальном конкурсе инновационных уроков в рамках Методического фестиваля «От идеи до результата», областных конкурсах профессионального мастерства: «Педагог года», «Открытие года», «Педагогический дебют», региональном конкурсе «Лучший преподаватель предмета ОБЖ», всероссийских конкурсах: «Учитель здоровья России», «За нравственный подвиг учителя», конкурс профессионального мастерства педагогических работников им. А.С. Макаренко, «Сердце отдаю детям» и другие. Педагогические команды все активнее принимают участие в инновационных конкурсах педагогического мастерства. В ноябре 2019 года стартовал всероссийский профессиональный конкурс «Учитель будущего», который реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Муниципальную систему общего образования на этом первом масштабном федеральном проекте для учительских команд представляли педагоги МАОУ СОШ №9. В марте 2020 года в городе Екатеринбурге 51 команда педагогов из 6 регионов Урала состязалась в IV полуфинале конкурса. По итогам полуфинала были определены 13 лучших команд, в число которых вошла команда педагогов МАОУ СОШ № 9 (учителя предметов: русский язык, география, история и обществознание). Одной из приоритетных задач регионального проекта «Учитель будущего» является продвижение сетевых сообществ педагогов. С 2019 года функционируют 5 сетевых предметных лабораторий по работе с одаренными и мотивированными учащимися, (математика, информатика, химия, биология, обществознание). Организована работа муниципальных сетевых предметных лабораторий по подготовке учащихся к ЕГЭ по предметам: математика, русский язык, обществознание, химия, физика. Ежегодно учителя города Тобольска участвуют в работе областных предметных комиссий по проверке олимпиадных работ обучающихся, второй части работ государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов (русский язык, обществознание, математика). Кроме этого, в октябре 2020 года 5 учителей города Тобольска вошли в состав учителей-методистов Тюменской области - участников процедур оценки методических компетенций по химии, математике, биологии, русскому языку, физике. В муниципальной системе общего образования реализуется также комплекс мер по популяризации профессии учителя, в том числе меры поддержки молодых учителей. Работа с молодыми педагогами в городе находится в особом, приоритетном фокусе внимания и является одной из самых важных составляющих методической работы. В городе Тобольске создан «Совет молодых педагогов» в целях обеспечения поддержки молодым педагогам в период адаптации и профессионального становления. Тематические и практические заседания Совета проходят в формате официального делового общения и неформального досугового: мастер-классы, совместные творческие проекты, встречи, диалоговые площадки, практикумы, дни активного отдыха. Кроме того, реализуется проект «Наставничество» (охват учителей в возрасте до 35 лет составляет 100%). В 2019/2020 учебном году 5 молодых учителей стали призёрами в составе команд проекта «Next-педагог», 2 педагога стали суперфиналистами областного конкурса в номинации «Педагогический дебют-2020» (учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №18, воспитатель МАДОУ «Детский сад №51 г. Тобольска»).